Описание "Стенд электронный для проверки углов установки колес легк.автомобилей ИПК М-1"
МИКРОПРОЦЕССОРНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ СТЕНД ДЛЯ ПРОВЕРКИ УГЛОВ УСТАНОВКИ КОЛЕС ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ИПК М-1 Назначение изделия. Стенд для проверки углов установки колес легковых автомобилей (в дальнейшем - стенд) предназначен для измерения углов продольного, поперечного наклона оси поворота, развала и величины схождения в миллиметрах. Конструкция стенда позволяет производить контрольно-регулировочные работы в условиях небольших авторемонтных мастерских, и даже в линиях экспресс-диагностики. Стенд может быть смонтирован как на подъемнике, позволяющем вывесить автомобиль без отрыва колес от подставки (например четырехстоечном или параллелограммном), так и на осмотровой канаве или эстакаде. В отличие от оптических и лазерных установок, стенд не требует размещения вокруг поста экранов, щитов со шкалами, прожекторов и др. В основу замера углов установки колес заложен оригинальный принцип, защищенный патентом СССР # 1746904 от 8 марта 1992 года. При таком принципе на результат замера не влияет точность установки прибора на диск колеса, а также деформация диска. Это значительно сокращает затраты времени и труда на контроль и регулировку, так как не требует операций по компенсации биения дисков или поиску точек равного биения колес. Монтаж стенда не требует персонала, специально обученного для выполнения этой работы. Достаточно просто установить площадки на полу или подъемнике по уровню и включить прибор в обычную штепсельную розетку. Плановая трудоемкость монтажа не превышает одного рабочего дня. Техническая характеристика. Контролируемые параметры: Пределы измерения: Угол развала при точности ±5 мин, град ± 5 Угол продольного и поперечного наклона оси поворота при точности ±12 мин, град -10...+18 Схождение передних колес при точности ± 0.3мм, мм ±12 Диаметр дисков колес, дюйм 10...19 Колея колес, мм 1190...1700 Напряжение питания постоянного тока, Вольт 12 Габаритные размеры, мм: Датчика углов в сборе с зажимом обода 450х370х310 Датчика схождения, мм 1655...1020х40х40 Опорной площадки для проворачивания колеса 660х610х108 Поворотных кругов 285 x 250 x 45 Масса, кг не более: Датчика углов в сборе с зажимом обода и блоком питания 6,6 Датчика схождения 2,7 Опорных площадок для проворачивания колес 40 Поворотных кругов 15 Предельная температура: Для работы от -0°С до +35°С Для хранения от -30°С до +50°С Состав изделия и комплект поставки. Стенд (Рис. 1) включает в себя измерительное устройство 1 с зажимом обода 2 для крепления на колесе, датчик 3 для замера величины схождения колес, поворотные круги 4 и опорные площадки с катками 5 для проворачивания колес. К электрической сети переменного тока 220В 50Гц стенд подключается через блок питания 6, а к аккумуляторной батарее 12 В - через адаптер. Рис. 1. Общее устройство стенда. Комплект поставки # п/п Наименование Кол-во 1. Угловой датчик с пультом управления 1 2. Зажим обода 1 3. Датчик схождения 1 4. Поворотные круги 2 5. Опорные площадки с катками для проворачивания колес 2 6. Блок питания для подключения к сети переменного тока с напряжением 220В 1 7. Адаптер для подключения к источнику постоянного тока 12 В. 1 8. Технический паспорт 1 Конструкция стенда. Измерительное устройство стенда (Рис. 1) состоит из зажима обода 2, датчика углов в сборе с микропроцессорным блоком управления 1, а также датчика схождения 3. Контролируемый автомобиль в зависимости от выполняемого измерения размещается колесами какой-либо оси автомобиля на поворотных кругах 4 площадок или на катках 5. На каждой площадке имеются отверстия для крепления ее анкерными болтами к полу, эстакаде или подъемнику. На поворотные круги 4 (Рис. 1) нанесена угловая шкала, которая позволяет при установке на них передних колес автомобиля поворачивать их на заданный угол, что необходимо для замера углов наклона оси поворота. Датчик схождения 3 (Рис. 1) имеет выдвижной шток, фиксируемый цанговым зажимом для регулирования его длины в соответствии с шириной колеи колес автомобиля. Второй конец датчика оснащен подпружиненным штоком, в процессе измерения воздействующим на чувствительный элемент. Основным узлом устройства является угловой датчик в сборе с зажимом обода (Рис. 2). Зажим обода оснащен двумя неподвижными упорами 2, расположенными на фиксированных боковых ползунах, и одним подвижным 4, который может перемещаться при проворачивании винта 1. Для подбора ширины захвата зажима обода, соответствующей размеру диска проверяемого автомобиля, может понадобиться перестановка шпилек в другие отверстия (дальше или ближе от центра). Для перевода зажима обода к размещению либо враспор внутри колесного диска, либо к установке на наружную его часть, следует отпустить контргайки и провернуть шпильки на 180 град, чтобы захваты у них на концах заняли соответствующее положение - по направлению к центру колеса, или наоборот. На зажиме обода установлен фиксатор датчика 3 (Рис.2), который позволяет размещать прибор параллельно или перпендикулярно плоскости вращения колеса, а также поворачивать его вокруг оси и фиксировать в любом положении. Для этого отпустить трехрычажный вороток, повернуть прибор в нужное положение и снова затянуть его. Затяжка должна быть без лишнего усилия, но достаточной для того, чтобы прибор не имел люфта. На корпусе углового датчика 5 расположен жидкостный уровень 6 и маховичок 7, позволяющий во время измерения менять положение этого уровня. Для подключения к источнику питания из корпуса выходит кабель, на конце которого расположен штеккер. Датчик схождения подключается к прибору через разъем. (Рис.2) Рис. 2. Угловой датчик на зажиме обода. На лицевой панели корпуса углового датчика расположены кнопки управления и индикаторы. Их обозначения и выполняемые функции поясняются на рисунке 3. Цифровой дисплей. Светодиодные индикаторы размерности (градусы или миллиметры). Кнопка и индикатор режима замера продольного и поперечного наклона оси поворота. Кнопка и индикатор режима замера угла развала. Кнопка и индикатор режима замера схождения Кнопка установки нуля. Рис. 3. Органы управления и индикации. Подготовка стенда к работе. Подать питание на прибор. Если источником питания является аккумуляторная батарея, то подключить адаптер к ней так, чтобы красный зажим был соединен с положительным, а черный - с отрицательным полюсом. Сигналом правильного соединения является свечение красного индикатора на корпусе адаптера. Только после этого сигнала включить штеккер на конце шнура питания прибора в гнездо адаптера. Для подключения прибора от сети переменного тока напряжением 220В использовать блок питания, входящий в комплект прибора. После включения прибора необходимо провести тестовые операции, чтобы убедиться в правильности работы датчиков и програмы микропроцессора. Порядок работы. Работы по проверке и регулировке углов установки колес допускается проводить только на автомобилях, соответствующих техническим условиям, т.е. в том случае, если автомобиль имеет исправную подвеску, рулевое управление, колеса и шины соответствующего размера и технического состояния и установленное изготовителем автомобиля давление воздуха в шинах. Подробно с требованиями к проверямомоу автомобилю и подготовительным работам на нем можно ознакомиться в специальной литературе. Расположить поворотные круги, передвигая их в пазах площадок, перед колесами автомобиля так, чтобы их центры находились напротив середины колес и застопорить их. В зависимости от типа и размера диска колеса, определить способ крепления и ширину захвата. Если расстояние между центрами захватов, установленных на концах неподвижных ползунов 2 (Рис. 2) зажима обода не соответствует размеру диска, отрегулировать их положение, предварительно отвернув стопорные винты 1 (Рис. 6). В зависимости от конструкции диска колеса, зажим обода может быть закреплен как снаружи, так и изнутри диска. Для этого винт 2 (Рис. 6) подвижного ползуна 3 (Рис. 6) нужно вращать по часовой стрелке или в обратном направлении, а шпильки должны быть развернуты захватами внутрь или наружу. Замер продольного и поперечного наклона оси поворота. А Б Рис. 5. Измерение продольного наклона оси поворота. Установить автомобиль передними колесами на поворотные круги (Рис. 5а) так, чтобы колеса находились в положении, соответствующем прямолинейному движению. Сильно качнуть несколько раз автомобиль, чтобы упругие элементы подвески заняли нормальное положение. Установить на левое переднее колесо зажим обода так, чтобы при этом корпус прибора был расположен вертикально уровнем вверх перпендикулярно плоскости вращения (Рис. 5а). Нажать на пульте датчика углов кнопку "Замер продольного/ поперечного наклона оси поворота" (Рис. 3). При этом индикаторы засветятся, а на панели управления горят светодиоды вида замера и размерности "Град". Расстопорить круги и повернуть руль автомобиля в сторону, соответствующую замеряемому колесу (для левого - влево, для правого - вправо) на угол 20 градусов по шкале поворотного круга. Если при этом, вследствии поворота колеса, корпус прибора отклонился от вертикального положения, осторожно отпустить вороток фиксатора датчика, восстановить вертикальное полжение корпуса, а затем снова подтянуть вороток, убедившись в отсутствии люфта прибора на зажиме обода. Затем вращением маховичка 7 (Рис.2) вывести уровень 6 в горизонтальное положение (контроль визуальный по пузырьку и рискам). Нажать на угловом датчике кнопку "Установка нуля" (Рис. 3). При этом на дисплее устанавливается значение "0,00" Повернуть руль автомобиля в сторону, противоположную замеряемому колесу на 20 град. до возвращения в прямое положение, и еще на 20 град. дальше (то есть колесо должно стать повернутым на 20 град. вправо по шкале на диске поворотного круга). Если при этом, вследствии поворота колеса, корпус прибора отклонился от вертикального положения, осторожно отпустить вороток фиксатора датчика, восстановить вертикальное полжение корпуса, а затем снова подтянуть вороток, убедившись в отсутствии люфта прибора на зажиме обода. Примечание: У автомобилей "Мерседес", "БМВ" и некоторых других, имеющих большое значение угла продольного (поперечного) наклона (больше 10 градусов), при замере может оказаться недостапточным ход уровня в окне корпуса прибора. Чтобы избежать этого, следует при замере проворачивать колесо на попворотном круге не на 20, а на 10 градусов в каждую сторону, а полученный результат замера удваивать. Т.е, если при повороте колеса на 10 градусов было получено значение угола продольного (поперечного) наклона 6 град. 20 мин, то истинный угол на автомобиле следует считать 12 град 40 мин. Рис. 6. Регулировка зажима обода. Вращением маховичка на датчике снова добиться горизонтального положения уровня (контроль по пузырьку). При этом на дисплее будет выведена величина угла продольного наклона оси поворота в градусах и минутах. Повторить проверку угла продольного наклона оси поворота для второго колеса. Для измерения поперечнго наклона установить на левое переднее колесо зажим обода так, чтобы корпус датчика должен быть установлен на колесе параллельно плоскости вращения уровнем вверх и назад по ходу движения автомобиля (Рис. 7). Для его установки отпустить фиксатор прибора, вращая его за рукоятки 1 по часовой стрелке, перевернуть прибор в нужное положение и снова затянуть фиксатор, вращая рукоятки в противоположную сторону. Затормозить колеса от непроизвольного проворачивания. Если нет специального устройства, фиксирующего педаль тормоза в нужном положении, можно просто нажать ее и держать в процессе замера, но при этом, кроме водителя за рулем, на правом переднем сидении должен быть пассажир. Для измерения угла поперечного наклона оси поворта нужно выполнить примерно те же действия, что и для продольного, только поворот колес на 20 градусов выполняется в другом порядке. Рис. 7. Измерение поперечного наклона оси поворота. Замер угла развала. Установить автомобиль передними колесами на катки (Рис. 8) так, чтобы они находились в положении, соответствующем прямолинейному движению. Контроль положения колес визуальный. Повращать вручную колеса вперед - назад на 20...30 градусов в каждую сторону 3...5 раз, для того, чтобы снять напряжение подвески, которое могло возникнуть в процессе заезда на катки. Признаком снятия напряжения служит заметное уменьшение усилия, прикладываемого для проворота колеса. Установить на колесо зажим обода так, чтобы при этом корпус датчика был установлен на колесе перпендикулярно плоскости вращения уровнем вниз (Рис. 8а). А Б Рис. 8. Измерение угла развала. Нажать на пульте датчика углов кнопку "Замер угла развала" (Рис. 3). При этом индикаторы засветятся, а на панели управления горят светодиоды вида замера и размерности "Град". Вращением маховичка на датчике вывести уровень в горизонтальное положение (контроль по пузырьку и рискам). Нажать на датчике кнопку "Установка нуля". При этом на дисплее устанавливается значение "00,00" Вручную провернуть колесо с датчиком на катках на 180 градусов так, чтобы уровень переместился вверх (Рис. 8б). Повращать вручную колеса вперед - назад на 20...30 градусов в каждую сторону 3...5 раз, для того, чтобы снять напряжение подвески, которое могло возникнуть в процессе проворота колеса. Признаком снятия напряжения служит заметное уменьшение усилия, прикладываемого для проворота колеса. Вращением маховичка снова добиться горизонтального положения уровня (контроль по пузырьку). При этом на дисплее будет выведена информация о величине измеряемого угла развала в градусах и минутах. Повторить те же действия для второго колеса. Измерение схождения. Установить автомобиль передними колесами на катки так, чтобы они находились в положении, соответствующем прямолинейному движению. Для правильного выплонения этой операции следует выкатить автомобиль на поворотные круги, подкорректировать рулем положение колес, застопороить рулевое колесо специальным приспособлением, а затем снова скатить автомобиль на катки. Простейшим способом контроля правильного положения колес на поворотных кругах, а следовательно и руля, может быть натяжение резинового шнура вокруг всех колес с контролем его прогиба в точках касания с шинами автомобиля. Повращать вручную колеса вперед - назад на 20...30 градусов в каждую сторону 3...5 раз, для того, чтобы снять напряжение подвески, которое могло возникнуть в процессе заезда на катки. Признаком снятия напряжения служит заметное уменьшение усилия, прикладываемого для проворота колеса. С учетом ширины колеи автомобиля, отрегулировать выход неподвижного штока так, чтобы при установке датчика схождения враспор между дисками колес, подвижный шток был вдвинут на половину своего рабочего хода (14...15 мм). Для этого освободить цанговый зажим, фиксирующий неподвижный шток, вставить датчик между колесами, как показано на рисунке 9, выдвинуть (вдвинуть) шток до касания им диска и слегка затянуть цанговый зажим. Затем вынуть датчик, отпустить цанговый зажим, выдвинуть шток на 14...15 мм, и уже окончательно затянуть цанговый зажим. А Б Рис. 9. Измерение схождения. Установить датчик схождения спереди по ходу движения автомобиля враспор между передними колесами, по высоте как можно точнее в горизонтальном положении (можно использовать строительный уровень 400 мм). Во избежание искажения результата замера за счет вдавливания заостренных штоков в шину, надеть наконечники штоков прорезью на отбортовку диска или перевернуть их и установить их так, чтобы после этого гайки 1 (Рис. 9а) на подвижном и неподвижном штоках были вывернуты до касания диска колеса. Достоверный результат замера может быть получен при тщательном соблюдении угла проворота колеса на катках (см "Угол" на рис.9б), чему соответствует определенная длина хорды, а следовательно и положение начальной точки установки датчика на ободе колеса (1 на рис.9а). Для того, чтобы определить положение этой точки, следует выполнить некоторые подготовительные операции. Нажать на пульте углового датчика кнопку «Замер схождения» (Рис. 3), а затем «Установка нуля». При этом будет светиться индикатор вида замера, индикатор размерности «Миллиметры», а на дисплее выведено значение «00,0». Провернуть колеса автомобиля вместе с зажатым между ними датчиком схождения так, чтобы он оказался сзади по ходу движения на той же выстое, что и в начале замера, для чего воспользоваться воротками, имеющимися на опорных катках или непосредственно руками взяться за катки и провернуть их. Замер будет наиболее точным, если в процессе проворота колес датчик схождения в начальном и конечном положении будет расположен на одинаковой высоте от пола. Таким образом будет исключено влиянмие развала клоес на результат замера. При этом на дисплее будет выведена величина измеряемого схождения в миллиметрах и десятых долях миллиметра в виде «XX,X» или «-XX,X
Вы можете обратиться за более детальной информацией к производителю "Стенд электронный для проверки углов установки колес легк.автомобилей ИПК М-1".
|