Описание "Колпачки маслоотражательные"
Маслоотражательный колпачок, или уплотнительная манжета клапана - это неотъемлемая деталь любого современного двигателя внутреннего сгорания, к которой предъявляются два основных требования. С одной стороны, требуется достаточная смазка направляющей втулки клапана и самого клапана, в том числе при воздействии на смазочную пленку горячих отработавших газов, с другой - работоспособность колпачка в течение всего срока службы ДВС. Колпачки изготавливаются из эластомеров, в основном из резиновой смеси на основе фторкаучука и имеют ресурс 165-180 тыс. км. Какая же ситуация сложилась с этими деталями в отечественном двигателестроении? До 1992 г. на автомобили классической компоновки устанавливались колпачки производства Курского завода РТИ, которые изготавливались из акрилатной резиновой смеси. Но учитывая, что температура на рабочей кромке колпачков достигает до 180њС, а термостойкость акрилатной резиновой смеси не превышает 150њС, ресурс этих колпачков ограничен и составляет 25...30 тыс. км, после чего они полностью теряют эластичность и перестают выполнять свое функциональное назначение. Расход масла через колпачки впускных клапанов увеличивается с 0.01...0.03 г/час до 15.3...17.2 г/час. В 1991 г. у АвтоВАЗа возникла острая необходимость перейти на новый материал для колпачков, ресурс которых составлял бы не менее 120 тыс. км. Этого можно достичь только при применении резиновых смесей на основе фторкаучука с термостойкостью до 250њС. В результате специалистами УГК АвтоВАЗ было принято решение о переходе с акрилатного каучука на фторэластомер, из которого сейчас изготавливаются колпачки нового поколения. Почему отличаются колпачки 2101-1007026 от 2108-1007026? Сергей Удалов в своей статье "Колпачок не пустячок" (журнал "За рулем" #8/99) пишет: "И все-таки одна проблема с колпачками была, и те, кто занимается ремонтом двигателей, о ней знают. Это проблема "сползания" колпачков с направляющей втулки клапана. В 1994 году в связи с физическим износом пресс-форм колпачки НПК "Резерв" стали изготавливаться по минимальному полю допуска на посадочный диаметр. При установке таких колпачков на направляющую втулку клапана завышенного диаметра в сопряжении "колпачок-втулка" возникают условия повышенного напряженного состояния, способствующие сползанию колпачков с направляющих втулок клапанов, что приводит к резкому повышению (в десятки раз) расхода масла в двигателе. В связи с этой проблемой в конце 1994 года были изменены технологические допуска на наружный диаметр направляющей втулки клапана и посадочный диаметр колпачка, и вопрос со "сползанием" колпачков был снят". Специалисты нашего предприятия считают, что причина была не в "физическом износе пресс-форм", а в рецептуре применяемой в то время НПК "Резерв" резиновой смеси. Основными параметрами, отвечающими за то, чтобы колпачки не "сползали" с направляющих клапанов, являются: модуль упругости и так называемая ОДС (остаточная деформация сжатия). Мы считаем, что вместо того, чтобы менять посадочный диаметр колпачка, необходимо было обеспечить ОДС, как того требуют ВАЗовские технические условия (не более 50%). Как влияет цвет изделия на работоспособность маслоотражательных колпачков? Обычно считают, что красные, коричневые, зеленые, синие или другого цвета колпачки более работоспособны, чем "обычные" черные. Это заблуждение. Цвет зависит от типа применяемого наполнителя резиновой смеси. Если это технический углерод - цвет изделия будет черным, если же применяются минеральные наполнители - можно "покрасить" резиновую смесь в любой цвет. Но базовым материалом и в первом, и во втором случае должен быть фторкаучук. Необходимо понять, что в синий, зеленый, красный, или в любой другой цвет можно "покрасить" и резиновую смесь на основе бутадиен-нитрильного каучука, рабочая температура которого - 100њС, в то время, как для маслоотражательных колпачков необходимо применение фторкаучука с рабочей температурой - 204њС. Обычно, различные цвета применяются производителями для того, чтобы выделить свою продукцию среди продукции конкурентов. Вывод: цвет не является определяющим фактором работоспособности - важны параметры, характеризующие резиновую смесь, из которой изготавливаются маслоотражательные колпачки. То же самое касается и резинометаллических манжет, изготовленных из фторкаучука, имеющих черный цвет. Необходимо доверять производителю, а не цвету изделия. Наше предприятие предлагает потребителю маслоотражательные колпачки черного цвета, изготовленные из резиновой смеси на базе фторэластомера (FPM). На упаковку с нашими фтористыми маслоотражательными колпачками нанесена защитная марка "ФТОРКАУЧУК". Кроме того, упаковка содержит вкладыш с характеристикой применяемой нами резиновой смеси. Взаимозаменяемость Если провести анализ посадочных размеров маслосъемных колпачков различных марок и моделей автомобилей, то можно заметить, что подавляющее большинство двигателей европейского производства имеет всего-навсего два основных типоразмера колпачков - 7х9,8 мм и 8х10,8 мм. Типоразмеры колпачков 7х11 мм, 8х12 мм и др. имеют, пожалуй, только двигатели Mercedes, Ford и Opel, старые Volvo да некоторые дизельные моторы Fiat и Alfa Romeo. У японских двигателей, как правило, размеры колпачков отличаются от европейских (за исключением некоторых моделей Nissan и Isuzu), и речь может идти только о взаимозаменяемости между ними. Замена колпачков В заключение дадим некоторые советы автослесарям СТО и автолюбителям, решившимся на самостоятельную замену колпачков на двигателе: Демонтаж маслоотражательных колпачков должен производиться только с применением специальных съемников цангового типа винтового действия. Использование, особенно на двигателях семейства ВАЗ-2108, различного рода зажимных устройств, плоскогубцев и отверток недопустимо, так как при этом можно повредить направляющую втулку клапана, изготовленную из хрупкого чугуна. Для исключения подрезки рабочей кромки колпачка об острые кромки стержня клапана при монтаже колпачков рекомендуется применение защитной насадки, надеваемой на торец клапана и изготовленной из различных пластических материалов с толщиной стенок не более 0.5 мм. Для исключения подрезки колпачков и смятия монтажного буртика, колпачки должны запрессовываться с помощью оправок, основные размеры которых представлены на рис. 2. Диаметр: D1: 14.4; D2: 13.1.
Вы можете обратиться за более детальной информацией к производителю "Колпачки маслоотражательные".
|