Двенадцать лет назад крушение пирамиды ГКО (государственных краткосрочных обязательств) разделило историю российского бизнеса на два периода «до дефолта» и «после». Спустя десять лет тоже самое сделал мировой экономический кризис, первые признаки которого стали проявляться в США еще в 2006 году. Однако российские чиновники, банкиры и бизнесмены говорили, что России бояться нечего, поскольку она довольно изолирована от западной экономики и развивается сама по себе. В 2008 году объем импорта грузовых автомобилей массой свыше 16 тонн достиг своего исторического максимума и составил 66024 штуки. Но уже в ноябре импорт упал на 43% по сравнению с результатом предыдущего месяца. В декабре последовал небольшой рост, а затем произошел полный обвал. За 2009 год в Россию было импортировано всего 9027 грузовиков массой свыше 16 тонн. Это в 7,3 раза меньше чем годом ранее. С января по август 2009 года импорт грузовиков находился на стабильно низком уровне. Некоторое оживление рынка было отмечено лишь в 4-м квартале после того как стало известно о планах правительства ввести с 2010 года новые заградительные пошлины на импорт подержанных грузовиков со сроком эксплуатации до 5 лет грузоподъемностью от 5 до 20 и свыше 20 тонн. В результате в 4 квартале 2009 года в Россию было ввезено на 18% техники больше чем за предыдущие три квартала. Стоит ли говорить, что львиную долю импорта составили подержанные грузовики.
В январе 2010 года новые заградительные пошлины дали о себе знать в полной мере. По сравнению с декабрем импорт упал более чем в 6 раз. Однако общее восстановление экономики привело к активизации импортных поставок, и по итогам трех кварталов 2010 года объем импорта большегрузной техники превысил показатели аналогичного периода прошлого года на 71%.
Помимо своей основной задачи - поддержки отечественных производителей, новые заградительные пошлины существенно повлияли на качественную сторону импорта. Если в 2008 году соотношение новых и подержанных грузовиков составляло 65% и 35%, то с наступлением кризиса доля подержанной техники выросла до 80%. Введение заградительных пошлин в январе 2010 года привело к выравниванию соотношения между новой и подержанной техникой. По итогам трех кварталов 2010 года доля новых грузовиков массой свыше 16 тонн в российском импорте составила 46%, а бывших в употреблении - 54%.
До кризиса доля седельных тягачей в структуре российского импорта составляла 56,3%. Причем половина из них были новыми. В 2009 году доля седельных тягачей выросла до 83,5%, правда качественный состав существенно ухудшился. Лишь 10,5 ввезенных в прошлом году машин были новыми. В текущем году баланс в структуре импорта начал восстанавливаться. По итогам трех кварталов 2010 года доля седельных тягачей составила 57,6%. Причем количество новых машин выросло до 34%.
В докризисный период безоговорочным лидером среди импортируемой в Россию техники была Вольво. На долю данной марки приходилось 17,6% грузовиков. Всего в 2008 году в нашу страну было ввезено 6553 новых и 5085 подержанных грузовых автомобилей массой выше 16 тонн.
Второй по популярности маркой среди российских импортеров был МАН, чья доля до кризиса составляла 16,7%. За 2008 год в Россию было импортировано 8797 новых и 2226 подержанных грузовиков МАН.
Замыкала тройку лидеров Скания, чья доля составляла 10,2%. В 2008 году объем импорта большегрузных автомобилей Скания составил 5562 новых и 1180 подержанных машин.
В 2009 году импорт большегрузных автомобилей сократился в 7,3 раза. Некоторые марки просто исчезли с Российского рынка. Особенно пострадали китайские бренды. Если до кризиса на долю китайских грузовиков приходилось 13,1% импорта, то по итогам 2009 года доля китайских марок составила всего 3,2%. В 2010 году ситуация не изменилась. По итогам 3 кварталов - те же 3,2%. И это несмотря на то что «китайцы» практически в два раза дешевле «европейцев». Вспоминается старая английская поговорка: «Мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
«Европейцы» к ударам кризиса оказались более стойкими. Так импорт грузовиков марки DAF сократился лишь в полтора раз. Всего в 2009 году было импортировано 81 новых и 1669 подержанных автомобилей DAF. В результате с восьмого места в рейтинге популярности эта марка сразу переместился на второе, увеличив свою долю рынка с 4,1% в 2008 году до 19,4% по итогам 2009 года.
Всего в 2,7 раза сократился импорт автомобилей «Рено». За прошлый год в Россию было ввезено 66 новых машин этой марки и 1121 подержанный. В результате «Рено» переместилась с шестого места на третье, заняв, таким образом, 13,1% рынка.
Лидеру 2008 года «Вольво» в прошлом году удалось не только сохранить, но и увеличить свою долю до 22,2%, хотя в натуральном исчислении объемы импорта упали в 5,8 раз. Всего за 2009 год в Россию было ввезено 331 новый и 1669 подержанных автомобилей Вольво.
После ведения заградительных пошлин тройку лидеров возглавила немецкая марка МАН. По итогам 3-х кварталов 2010 года на ее долю пришлось 25,9% импорта. За этот период в Россию было импортировано 1178 новых и 650 подержанных грузовиков массой свыше 16 тонн. Вольво и ДАФ переместились соответственно на 2 и 3 места. Доля Вольво по итогам трех кварталов составила 17,6%, а ДАФ 15,5%. В натуральном исчислении с начала года было импортировано 330 новых и 914 подержанных грузовиков Вольво и 113 новых и 959 подержанных грузовиков ДАФ.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что столь резкого роста импортных поставок как в 4 квартале прошлого года ожидать не приходится. Ежемесячный прирост объемов импорта с января по сентябрь 2010 года составляет в среднем 24%. И эта положительная динамика, скорее всего, сохранится. Таким образом, можно ожидать, что импорт грузовиков массой свыше 16 тонн по итогам 2010 года достигнет 12 тысяч единиц.
[1] Выборка по позициям ТН ВЭД 8704, 870120, 870540 (за вычетом подземных самосвалов, шахтных машин, гусеничных самосвалов, форвардеров и пр.техники)
ВладВнешСервис - информационно-аналитическая компания, специализирующаяся на статистических отчётах и исследованиях, выявляющих рыночный спрос. Отчёты выполняются на основе анализа статистики федеральных ведомств, в том числе статистики экспорта и импорта, производства и сбыта, железнодорожных грузоперевозок. По результатам опроса Гильдии Маркетологов компания входит в ТОР-5 лучших исследовательских компаний России 2010 года и является официальным партнером подкомитета по маркетингу ТПП РФ.