В результате кризиса производство автобусов упало на 47,7%. Если в 2008 году было изготовлено 67 786 штук, то в 2009 всего 35 494. И хотя до полного выздоровления отрасли еще далеко, уже сейчас можно отметить некоторые сдвиги в сторону увеличения объемов рынка.
В России автобусы выпускает 21 предприятие. В январе-сентябре 2010 года ими было изготовлено 30 877 автобусов, что на 41,5% больше, чем за соответствующий период прошлого года. В текущем году на 1,2% увеличилась доля микроавтобусов и на 0,5% вахтовых. Соответственно доля городских и междугородних автобусов сократилась на 1,7%.
Более 77,8% внутрироссийского производства приходится на три предприятия: ООО «Автомобильный завод «ГАЗ», выпускающего микроавтобусы «Газель» и «Соболь», ОАО «Ульяновский автомобильный завод», специализирующийся на производстве одноименных микроавтобусов «УАЗ» повышенной проходимости, и ООО «Павловский автобусный завод», единственное предприятие из «большой тройки», выпускающее городские и междугородние автобусы «ПАЗ».
Стоит отметить, что в 2010 году доля большой тройки выросла на 1,8%. За 9 месяцев текущего года на Горьковском автозаводе собрали на 10,8% «Газелей» и «Соболей» больше, чем за аналогичный период годом ранее. Ульяновский автозавод увеличил выпуск микроавтобусов практически в 2 раза. На Павловском автобусном заводе производство выросло на 33%. В целом же за 9 месяцев текущего года увеличили объемы производства 15 предприятий. В мае начата сборка автобусов Hyundai на ООО «Кузбасс-Авто». На пяти предприятиях имело место падение производства.
Несколько снизилась доля автобусов иностранных марок, выпуском которых в России занимаются 5 предприятий. Это ООО «СОЛЛЕРС-Елабуга», производящее микроавтобусы Fiat Ducato. ООО СТ «Нижегородец», выпускающее микроавтобусы на базе фургонов Ford Transit. Таганрогский автомобильный завод, производящий городские автобусы Hyundai County и Hyundai Aero Town, ООО «Скания-Питер» и ООО «Кузбасс-Авто». По итогам 9 месяцев текущего года доля автобусов иностранных марок в общем объеме внутрироссийского производстве составила 13,52%, тогда как годом ранее она составляла 13,95%.
Всего за 9 месяцев этого года в России было собрано 4 175 автобусов иностранных марок.
В 2010 году структура импорта претерпела существенные изменения. Прежде всего, количество импортируемых автобусов выросло в 2,8 раза. Во-вторых, с 32 до 64% увеличилась доля подержанной техники. За 9 месяцев текущего года в Россию было импортировано 5135 автобусов, из которых 36,5% новых и 63,5% бывших в употреблении. В то время как за аналогичный период прошлого года импорт автобусов составил всего 1814 штук – 68,3% новых и 31,7% подержанных. Всего же за весь 2009 год в Россию было ввезено 2778 автобусов, из которых 58,4% новых и 41,6% подержанных.
Лидером марочной структуры российского импорта автобусов по итогам 9 месяцев 2010 года является Hyundai, доля которого в общем объеме импортных поставок составляет почти 64%. Стоит отметить, что в прошлом году лидером так же был Hyundai, но тогда доля корейской марки составляла всего 33%.
На втором месте, как и год назад, Toyota, хотя объемы импортных поставок автобусов этой марки существенно снизились. Если в прошлом году доля японских автобусов составляла 24%, то по итогам 9 месяцев 2010 года она сократилась до 8%. Третье место у украинского «Богдана», который подвинул корейскую Daewoo. По сравнению с прошлым годом доля Богдана увеличилась с 6,37% до 6,47%. В процентах не бог весть, какой рост, однако, в натуральном исчислении объемы поставок выросли почти вдвое.
Экспорт автобусов за 9 месяцев текущего года ставил 1757 единицы, что лишь на 1% больше чем за аналогичный период годом ранее. С 14 до 19 % увеличилась доля подержанной техники.
Так же сменился лидер рынка. В прошлом году первое место по объему экспорта занимала продукция Горьковского автозавода. На долю микроавтобусов марки «ГАЗ» приходилось 45% экспорта. По итогам же 9 месяцев 2010 года лидируют автобусы павловского производства, на долю которых приходится 43% экспорта. «Газели» и «Соболи» переместились на второе место и в текущем году занимают всего 25% рынка экспортных поставок. На третьем месте, как и год назад, микроавтобусы «УАЗ», увеличившие свою долю с 16,8 до 22,3%.
Частично поменялась география экспортных поставок. Основной покупатель, автобусов российского производства – Казахстан, доля которого в 2010 году только увеличилась[1]. А вот вторые и третьи места вместо Узбекистана и Армении в текущем году заняли Украина и Монголия.
С учетом количества импортированных и экспортированных машин, видимое внутреннее потребление автобусов по итогам 9 месяцев 2010 года можно оценить в 34344 штуки. Импортная техника занимает чуть больше 15% от общего объема. На первый взгляд не так уж и много. Однако, на долю автобусов иностранных марок, с учетом собираемых в России, приходится уже почти 29% рынка.
Получите более подробную информацию, заказав аналитический обзор рынка автобусов.
[1] В связи с созданием с 1 июля 2010 года Единого Таможенного Союза на территории Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, информация о торговле России с Республикой Казахстан с июля 2010 года не отражается в данных ФТС России. Поэтому доля Казахстана точно не указана
ИАК ВладВнешСервис - компания, специализирующаяся на сборе, обработке и анализе данных, используемых для стратегического планирования бизнеса в сфере экспорта и импорта, производства и сбыта. Компания имеет 12-летний опыт подготовки информационно-аналитических и маркетинговых продуктов: справок, обзоров, исследований, мониторингов, статистических бюллетеней, а также является автором уникального рейтинга товаров растущего экспортного и импортного спроса. Услугами компании пользуются более 200 предприятий России и мира.
А я автобусы не люблю! Вот поиграть в counter-strike 1.6 же нельзя в автобусе, а дома можно! Вот здесь можно скачать русскую версию кс 1.6 http://makeserver.ru/skachat-cs-16/>>