Опубликован в: Журнал "Основные Средства" Дата публикации: 10.09.2010 Подготовил (а): Вадим Пашин, эксперт-аналитик компании ВладВнешСервис
(опубликовано 24.09.2010)
ВНУТРИРОССИЙСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО
За 2009 год российская промышленность выпустила 10251 прицепов к грузовым автомобилям и 4788 тракторных прицепов и полуприцепов.
Принципиальное отличие тракторного прицепа от автомобильного заключается в повышенной жесткости конструкции, надежности узлов и неприхотливость в обслуживании. Поскольку тракторные прицепы предназначаются для использования в сложных дорожных условиях, где вместо дорог одни направления. Наиболее широкое распространение тракторный прицеп получил в сельском хозяйстве.
Кроме того прицепные устройства подразделяются по распределению веса нагрузки между тягачом и прицепом на собственно прицепы и полуприцепы.
Прицеп является самодостаточным транспортным средством и может прицепляться к любым тягачам при помощи дышла через сцепное устройство (например, системы «крюк-петля»). Вес груза передается на дорогу через несущую раму прицепа и далее исключительно через его собственные колеса. Связь прицепа с тягачом используется только для передачи тягового усилия.
Полуприцеп агрегатируется со специализированным седельным тягачом через сцепное устройство «седло» тягача с помощью сцепного шкворня. Вес груза полностью передается несущей раме прицепа, а далее распределяется между собственными колесами полуприцепа и колесами тягача. Связь прицепа с тягачом используется как для передачи этой нагрузки, так и тягового усилия. Полуприцеп не способен передвигаться, не будучи связанным с тягачом. Для обеспечения его устойчивости на это время он снабжается откидными или выдвижными стойками.
Более 70% производства всех грузовых прицепов обеспечели четыре региона: Ставропольский край, Башкортостан, Челябинская область и Мордовия.
Причем на Ставрополье, в Башкортостане и Мордовии располагается всего по одному предприятию. Это ОАО «Автоприцеп-КамАЗ» (Ставропольский край), ОАО «Нефтекамский Автозавод» (Башкортостан) и ОАО «Саранский завод автосамосвалов» (Мордовия). В Челябинской области прицепную технику выпускают четыре предприятия: ООО «Уралпромтехника», ОАО «Уралавтоприцеп», ОАО «ЧКПЗ» и ООО «Завод Строммашина».
Лидирует ставропольское предприятие «Автоприцеп-КамАЗ». В прошлом году оно произвело 3662 прицепа общего назначения к грузовым автомобилям, что составляет 35,7% всего общероссийского объема. Ассортимент состоит из 20-ти базовых моделей и 80-ти модификаций прицепов, полуприцепов и контейнеровозов грузоподъемностью от 8,5 до 33 тонн. Изготавливаемая заводом прицепная техника охватывает широкий диапазон эксплуатационных качеств, направленных в первую очередь на совместимость с новым поколением автомобилей «КамАЗ», а также любыми импортными автомобилями.
На втором месте «Нефтекамский Автозавод». Первоначально основной продукцией предприятия были самосвалы-десятитонники «КамАЗ-5511». С 1993 года, когда завод акционировался, гамма выпускаемой техники расширилась за счет вахтовых автобусов, автоцистерн, прицепов и полуприцепов общестранспортного назначения. А с 2000 года и городских автобусов. В прошлом году «Нефтекамский Автозавод» произвел 1812 единицы прицепной техники, что составило 17,7% общероссийского объема.
Основная специализация «Саранского завода автосамосвалов», как следует из названия - самосвалы на базе автомобилей ГАЗ. Также предприятие производит автомобили для коммунального хозяйства, автофургоны, тягачи и прицепную технику. В 2009 году в Саранске было выпущено 597 автомобильных прицепов и полуприцепов. В общем объеме внутрироссийского производства доля «Саранского завода автосамосвалов» составляет 5,8%.
Четыре челябинских предприятия: «Уралпромтехника», «Уралавтоприцеп», «ЧКПЗ» и «Завод Строммашина» в прошлом году в сумме произвели 1146 единиц прицепной техники, обеспечив таким образом 11,2% российского производства.
Тракторные прицепы выпускают значительно меньше. Всего за прошлый год их было произведено 4788 штук. Причем основной объем, более 80%, приходится всего на три предприятия: ОАО «Челябтехстром», ОАО «Мордовагромаш» и ОАО «Производственное объединение «Сармат».
Лидирует челябинское предприятие «Челябтехстром», которое производит прицепы-шасси грузоподьемностью от 6,5 до 13 тонн, предназначеные для монтажа спецоборудования или мобильного здания и его транспортировки по дорогам общей сети в полевых условиях. За прошлый год в Челябинске было выпущено 1564 прицепа, или 33,7% общероссийского производства.
Саранский завод «Мордовагромаш» выпускает широкий ассортимент сельхозтехники, в том числе и тракторные самосвальные прицепы грузоподъемностью от 2 до 8 тонн. В 2009 году «Мордовагромаш» произвел 1216 тракторных прицепов, что составило 25,7% общероссийского объема
Орское ОАО «Производственное объединение «Сармат» ведущее специализированное предприятия России по серийному производству большегрузных тракторных прицепов и полуприцепов. За прошлый год «Сармат» выпустил 1062 тракторных прицепов и полуприцепов обеспечив таким образом 22,2% российского производства.
ИМПОРТ И ЭКСПОРТ
В прошлом году российские импортеры ввезли в Россию 10867 прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям (без учета автоцистерн и прицепов специального назначения). А вывезено за тот же период было 3631 прицепа. Примечательно, что больше половины всех импортируемых прицепов произведено в Германии.
География стран потребителей на первый взгляд несколько не логичная. 55% российского экспорта приходится на Финляндию, Швецию, Литву и Польшу. На долю традиционных покупателей российской продукции - Туркмению, Украину и Узбекистан в сумме приходится лишь 20% экспорта.
Тракторных прицепов импортируется значительно меньше чем автомобильных – за весь прошлый год всего 1162 штуки, а экспортируется и того меньше 113 прицепов за весь 2009 год.
Пятая часть всех импортированных в прошлом году тракторных прицепов – китайского производства. Девшего, сердито, надежно, практично. Есть над чем подумать отечественным производителям.
В отличии от географии экспорта автомобильных прицепов география поставок тракторной прицепной техники вопросов не вызывает. Все традиционно Казахстан, Узбекистан, Туркмения. Причем 64% экспортированных в прошлом году прицепов сельхозназначения произведены в Мордовии.
ВИДИМОЕ ВНУТРЕННЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
С учетом объемов импорта и экспорта в 2009 году видимое внутренне потребление автоприцепов составило 17487 единиц. И как видно из графика имеет тенденцию к росту.
Видимое внутреннее потребление тракторных прицепов составило 5837 штук и имеет ярко выраженный сезонный характер. Основной спрос приходится на первый квартал.
С 2010 года в ежемесячной отчетности Росстата добавились новые позиции прицепной техники. Такие как «прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны для перевозки нефтепродуктов, воды и прочих жидкостей», «прицепы к легковым автомобилям», «полуприцепы автомобильные, не включенные в другие группировки» и «прицепы со специализированными кузовами и прицепы специальные, не включенные в другие группировки». Таким образом, с этого года клиентам «ВладВнешСервиса» доступна более детальная информация о российском рынке прицепной техники.
ИАК ВладВнешСервис - компания, специализирующаяся на сборе, обработке и анализе данных, используемых для стратегического планирования бизнеса в сфере экспорта и импорта, производства и сбыта. Компания имеет 12-летний опыт подготовки информационно-аналитических и маркетинговых продуктов: справок, обзоров, исследований, мониторингов, ста-тистических бюллетеней, а также является автором уникального рейтинга товаров растущего экс-портного и импортного спроса. Услугами компании пользуются более 200 предприятий России и мира.